Афанасьев Александр Иванович - Пителинский район
Главная » Афанасьев Александр Иванович

альтернативное название картинки

Краснофлотец Александр Афанасьев

На защите Севастополя

Александр Иванович Афанасьев (1921–1968), уроженец села Ермо-Николаевка, семь лет прослужил на флоте. И служба его пришлась на самое грозное и тяжелое для страны время – годы Великой Отечественной войны.

Родился Александр в обычной крестьянской семье, с малых лет приучился к сельскому труду, работал в местном колхозе.

18 сентября 1940 года призвали парня на службу армейскую. Попал на Черноморский флот. Александра зачислили матросом на новый, только что введенный в эксплуатацию легкий крейсер «Ворошилов», приписанный к порту города Николаева.

Едва успел освоить азы службы, началась война. С первых же ее дней команде судна пришлось вступить в бои с противником. 25–26 июня в составе отряда легких сил Черноморского флота крейсер участвовал в набеговой артиллерийской операции на румынский порт Констанцу. Нанеся урон береговым укреплениям, корабли взяли курс на Севастополь. По пути их не раз бомбила вражеская авиация.

«Ворошилов» активно участвовал в обороне Севастополя, совершал рейды и обстреливал скопления фашистских подразделений.

Так, 19 сентября крейсер вышел в море для артудара по сосредоточению крупных сил вражеской пехоты и техники на подступах к Перекопу. С воздуха его прикрывали истребители. С дистанции двух-трех километров открыли огонь по целям. Выпустили более ста 180-мм снарядов, нанеся значительный урон противнику.

2 ноября «Ворошилов» подвергся нападению фашистской авиации и получил серьезные повреждения. Крейсер решили отбуксировать для проведения капитального ремонта в Поти. А краснофлотца Афанасьева перевели комендором-зенитчиком (комендор – матрос, специально подготовленный для стрельбы из корабельных орудий0 на ледокол «А. Микоян», переоборудованный вод вспомогательный крейсер. На нем установили 15 артиллерийских орудий и четыре зенитных пулемета. «А. Микоян» вошел в историю. Его комендоры впервые на флоте стали огнем своего главного калибра отражать налеты вражеской авиации и вскоре сбили два бомбардировщика ВВС вермахта. Наверняка, в этом есть и заслуга нашего земляка.

Почти кругосветное плавание

25 ноября «А. Микоян» отправился в порт Владивостока для дальнейшей проводки караванов по Северному морскому пути. Таким образом, пройдя Босфор, Средиземное море, Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны, наш земляк совершил почти полное кругосветное путешествие. Но прежде требовалось выполнить приказ командования – отконвоировать в порт Фамагусту (Кипр) три наливных танкера.

Задание не из легких. Эгейское море полностью контролировалось итальянскими и немецкими сторожевыми катерами. Поэтому двигались в основном в темное время суток, а днем укрывались в небольших островных бухтах. На подходе к острову Родос попали в поле зрения итальянских катеров. Пришлось вступить в бой. Одному танкеру не повезло. Он был торпедирован и затонул. Помогла нашим морякам наступившая темнота. «А. Микоян» хоть и получил многочисленные пробоины, остался на плаву и на ходу. Уже на следующий день советские суда достигли порта назначения на Кипре.

Устранив повреждения от вражеских снарядов и небольшого пожара, пополнив запасы продовольствия, команда ледокола продолжила путь. Новый год моряки встретили в Красном море. И только в июне сорок второго «А. Микоян» прибыл во Владивосток.

Северным морским путем

После небольшого отдыха команда ледокола получила задание: провести за навигацию Северным морским путем караван судов с необходимым для фронта грузом.

Первые льды встретились уже в Беринговом проливе. Далее обстановка только ухудшилась. То один, то другой транспорт оказывался зажат тяжелыми льдами. Иногда за целые сутки экспедиция продвигалась лишь на 30–40 метров. Роковой момент наступил, когда винты одного судна намертво вмерзли в толщу льда. Неужели бросать груз и транспорт?! Благодаря героической работе водолазов винты удалось освободить.

Только через месяц караван достиг бухты Тикси, где к нему присоединился ледокол «Красин». А в Карском море экспедицию поджидали пять немецких подводных лодок и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Но советские корабли смогли без потерь преодолеть весь Северный морской путь. После этого «А. Микоян» вернулся в порт Диксон, чтобы сопровождать другую экспедицию транспортников.

Второй рейс завершился неудачно. Возле мыса Канин Нос ледокол подорвался не немецких минах. Корабль остался на плаву, хотя взрыв искорежил всю кормовую часть, повредил машинное отделение. Экипаж действовал самоотверженно и смог в канун 1943 года привести судно в Северодвинск.

Но не нашлось на Севере дока, способного вместить корабль таких размеров. С открытием навигации по договоренности с союзниками его отправили на ремонт в Сиэтл (США).

С июня сорок четвертого по декабрь сорок пятого восстановленный ледокол «А. Микоян» продолжал сопровождать экспедиции судов, доставлявших по ленд-лизу из США военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, продовольствие. И хотя экипаж не участвовал непосредственно в войне с Японией, но числился в составе действующей армии.

Старший краснофлотец А.И. Афанасьев демобилизовался в 1947 году. Домой, в село Ермо-Николаевку вернулся с медалями «За боевые заслуги», «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Пока позволяло здоровье, работал трактористом в совхозе «Красный партизан». Считался хорошим плясуном, неплохо пел любимые песни: «Варяг», «Раскинулось море широко», «Вечер на рейде» и др.

Александр Иванович вырастил пятерых детей. Его дочь В.А. Курникова, медсестра Пителинской ЦРБ, и передала мне материалы о своем отце.

Василий КАШАЕВ